АНДРЕАПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ШКОЛЫ

Адрес: 172822, Тверская область,  г. Андреаполь, п. Бологово, ул. Назимова, 54.

Телефон/факс: +7 (48267) 2-11-88

E-mail: bologovoschkola@yandex.ru

Учредитель: Муниципальное образование «Андреапольский муниципальный округ».

Директор: Яковлева Любовь Владимировна.

Дистанционное обучение

Аккредитационный мониторинг ЭИОС

Обращение директора

Директор школы:

Яковлева Любовь Владимировна

Контакты руководителя

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код

или перейдите по ссылке ниже.

 

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/424175

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Чат-бот по борьбе с распространением

наркотиков

ФИПИ

Независимая антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов

 

 

В Российской Федерации уделяется особое внимание разработке антикоррупционного законодательства.

 

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

В частности, данным Федеральным законом закреплены основные меры по профилактике коррупции, среди которых особое место занимает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов.

 

Развитие положений об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов получило в Федеральном законе от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

Согласно статье 1 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является одной из мер профилактики коррупции, проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

 

Исходя из анализа действующего законодательства по принципу субъекта проведения антикоррупционную экспертизу можно разделить на два вида:

 

- антикоррупционная экспертиза, проводимая уполномоченными органами: Минюстом России и его территориальными органами, органами прокуратуры, а также органами и организациями в отношении принятых ими нормативных правовых актов;

 

- независимая антикоррупционная экспертиза, проводимая юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

 

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

 

2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

 

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

 

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

 

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

 

Кто может проводить независимую антикоррупционную экспертизу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.

 

В частности, независимыми экспертами могут быть:

 

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

 

Следует отметить, что наличие в обязательном порядке высшего юридического образования не требуется.

 

Вместе с тем, не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы:

 

- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

 

- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

 

- гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.

 

2. Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, отвечающих условиям аккредитации в качестве независимого эксперта.

 

При этом не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы:

 

- международными и иностранными организациями;

 

- некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

 

Порядок получения аккредитации на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

Порядок аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов установлен Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 (далее – Административный регламент).

 

Данным Административным регламентом установлен перечень документов, подлежащих представлению, порядок направления указанных документов, сроки и порядок их рассмотрения.

 

Так, документы могут быть направлены почтовым отправлением, представлены непосредственно в Минюст России через ящик для корреспонденции либо направлены через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

 

Физическое лицо представляет следующие документы:

 

а) заявление (по форме, утвержденной Административным регламентом);

 

б) копию паспорта гражданина Российской Федерации (страницы с фотографией и с регистрацией);

 

в) копию документа установленного образца о высшем образовании;

 

г) копию документа установленного образца о наличии ученой степени (при наличии);

 

д) копию трудовой книжки (с наличием записи «Работает по настоящее время», заверенной печатью организации и выполненной в течение одного месяца до дня подачи заявления);

 

е) справку с места работы (службы), подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации.

 

Физическое лицо может представить по собственной инициативе документ, подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования.

 

Юридическое лицо представляет следующие документы:

 

а) заявление (по форме, утвержденной Административным регламентом) подписанное руководителем организации;

 

б) копию документа установленного образца о высшем образовании работника юридического лица;

 

в) копию документа установленного образца о наличии ученой степени работника юридического лица (при наличии);

 

г) копию трудовой книжки работника юридического лица (с наличием записи «Работает по настоящее время», заверенной печатью организации и выполненной в течение одного месяца до дня подачи заявления);

 

д) копию паспорта гражданина Российской Федерации (страницы с фотографией и с регистрацией) работника юридического лица;

 

е) заявление о согласии работника юридического лица на обработку его персональных данных (по форме, утвержденной Административным регламентом) и внесение этих данных в государственный реестр, размещенный на официальном сайте Минюста России.

 

Юридическое лицо для получения государственной услуги может представить по собственной инициативе:

 

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

 

- документ, подтверждающий у работника юридического лица наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования.

 

Обращаем внимание на то, что государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины.

 

Срок предоставления государственной услуги - 25 рабочих дней со дня регистрации заявления об аккредитации в Минюсте России.

 

Основанием для принятия решения об отказе в аккредитации являются:

 

- несоответствие заявителя установленным условиям;

 

- представление не в полном объеме предусмотренных Административным регламентом документов, необходимых для аккредитации;

 

- представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке, нечитабельность сведений, содержащихся в представленных документах.

 

После устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги заявитель вправе повторно обратиться для получения государственной услуги в порядке, установленном Административным регламентом.

 

По результатам рассмотрения представленных документов при отсутствии оснований для отказа в аккредитации, издается распоряжение об аккредитации и в адрес заявителя в течение 2 рабочих дней заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг направляется уведомление о принятии решения об аккредитации.

 

В уведомлении об аккредитации указываются реквизиты распоряжения об аккредитации и срок действия аккредитации независимого эксперта - 5 лет.

 

Сведения о лицах, получивших аккредитацию, вносятся в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещенный на сайте Минюста России:

 

https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh

 

При этом, необходимо обратить внимание на то, что в случае получения аккредитации и намерения проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Костромской области (их проектов), независимому эксперту рекомендуется обратиться в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области для организации взаимодействия и оказания методической помощи.

 

Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (далее – НПА) и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения в соответствии с Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Правила, Методика соответственно).

 

Правила определяют порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов размещают проекты указанных актов на сайте: https://regulation.gov.ru

 

Проекты нормативных правовых актов Костромской области (законов Костромской области, постановлений Костромской областной Думы, постановлений администрации Костромской области) размещаются на официальном сайте администрации Костромской области в разделе Нормотворчество – Общественное обсуждение.

 

Актуальные тексты нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов размещены на Портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo.minjust.ru

 

Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, определяет:

 

- принципы антикоррупционной экспертизы: обоснованность, объективность и проверяемость результатов;

 

- виды коррупциогенных факторов, их характеристику.

 

Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

 

1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

 

2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

 

К первой группе относятся следующие виды факторов:

 

- широта дискреционных полномочий;

 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

 

- выборочное изменение объема прав;

 

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;

 

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;

 

- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;

 

- отсутствие или неполнота административных процедур;

 

- отказ от конкурсных (аукционных) процедур;

 

- нормативные коллизии

 

Ко второй группе относятся следующие виды факторов:

 

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;

 

- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);

 

- юридико-лингвистическая неопределенность.

 

Таким образом, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы независимый эксперт устанавливает наличие в проверяемом нормативном правовом акте (проекте НПА) одного или нескольких вышеуказанных коррупциогенных факторов.

 

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной приказом Минюста России от 21.10.2011 № 363.

 

При этом, в случае установления факта наличия в проверяемом нормативном правовом акте (проекте НПА) одного или нескольких коррупциогенных факторов, независимый эксперт отражает в заключении указанные факторы, а также предложения по их устранению.

 

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется в соответствующий орган, являющийся разработчиком данного НПА (проекта НПА), а копия заключения – в Минюст России или его территориальный орган (в зависимости от органа, разработавшего НПА).

 

Следовательно, по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Костромской области, копия заключения должна быть направлена в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее – Управление).

 

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и вместе с тем подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения.

 

По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации направляется мотивированный ответ, в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.

 

Следует отметить, что ФБУ «Научный Центр Правовой Информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» разработаны Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Данные методические рекомендации структурно разделены на две части:

 

- первая посвящена вопросам проведения правовой экспертизы;

 

- другая – антикоррупционной экспертизе.

 

Независимые эксперты могут руководствоваться частью 2 указанных методических рекомендаций при проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

© МОУ Бологовская средняя общеобразовательная школа п. Бологово, 2022

Все материалы сайта предоставлены для размещения Администрацией МОУ Бологовская средняя общеобразовательная школа п. Бологово.